Социологи: у нас всем НИРСам – НИРС! |
ОТ ВИНТА | Студгородок | 23.04.2013 |
||
Социологи: у нас всем НИРСам – НИРС!
В настоящее время тенденция поиска новых форм вовлечения студентов в науку является одним из главных векторов развития института высшего образования. Наука в исследовательских университетах становится ключевым словом. При оценке эффективности деятельности университета вводится индикатор «студенческая наука» или стереотип долгих лет – термин НИРС (научно-исследовательская работа студентов). Главным проявлением продуктивности деятельности НИРС являются следующие критерии: количество публикации студентов, их участие в конференциях различного уровня, а также в конкурсах различного масштаба.
Технари часто скептически относятся к понятию НИРС в отношении факультета №10 «Социальный инжиниринг». Дескать, куда им, гуманитариям, до нас? И всё же НИРС «социологов» – это уже 12 лет научных студенческих конференций факультета, плюс 3 года участия в конференции «Инновации в авиации и космонавтике». Традиции факультета №10 предполагают при проведении таких мероприятий развитие студенческого самоуправления: для этого создаётся студенческая группа поддержки, проводящая организацию конференции, состав которой сменяется каждые 2 года. Неизменным остаётся только ведущий студенческой конференции, выпускник факультета 2001 года, первый председатель НИРС Андрей Кожанов. В настоящее время он заместитель декана факультета социологии НИУ ВШЭ. Развитие преемственности у выпускников и студентов – важная часть повышения статуса и качества НИРС. Поэтому в реальности важны не столько показатели, если их рассматривать как таковые, сколько процессуальность объединения обучения и научной деятельности. Именно это даёт университетам право быть современными, идти в ногу с научными достижениями. Каким образом это выражается в реальной практике факультета №10 МАИ? На студенческих конференциях представляется анализ результатов исследований, проведённых студентами. В 2012 году наиболее интересными стали темы, связанные с изучением самих учебных процессов университета. Почётные призовые места среди научных работ заняли труд Светланы Кривонос и Ирины Шупиковой (группа 10-401) «Учёба или работа: приоритеты студентов старших курсов и влияние вторичной занятости на успеваемость» и исследовательский проект Елены Яковлевой, ныне выпускницы факультета, «Компетентностная модель для менеджеров магистров на факультете “Социального инжиниринга” в МАИ». Студенческая конференция факультета репрезентирует исследовательские проблемы менеджмента в социальной сфере. Опыт проведения собственного прикладного исследования развивает аналитическое мышление, появляется необходимость формулирования исследовательской проблемы, гипотез и задач исследования. Студенческая конференция – яркое событие в жизни факультета. Дискуссии по поводу выступлений стимулируют диалог студентов, возникают различные точки зрения, обоснование своих идей, к тому же участие в конференции с докладом учит выступающих талантливо дискутировать. Это происходит спонтанно. Такая форма взаимодействия с аудиторией столь редко проявляется в других формах обучения. Да-да, мы не оговорились: конференции – это межгрупповое обсуждение в поиске истины.
Важный показатель НИРС – ёмкие и, что ныне редкость, самобытные публикации студентов факультета в изданиях различного уровня. Всего в 2012 году было опубликовано 16 статей студентов.
Тенденции развития студенческой науки в университетах раздвигают границы публикационного поля для работ молодёжи. Две статьи прошли конкурс Центра Прикладных Научных Исследований в Волгограде для публикации материалов Всероссийских конференций. Эксперты оценили работу маёвца Максима Прудникова «Самоуправление и развитие информационных технологий в студенческой науке» в рамках Всероссийской конференции «Личность и профессиональная компетентность современного специалиста в системе ценностных ориентиров российского общества» и статью Светланы Треумовой «Роль неформального лидера в управлении персоналом», опубликованной в числе материалов конференции «Система управления современной организацией». Участие студентов во всероссийских конгрессах для учёных является индикатором оценки уровня научного творчества студентов, так как материалы отбираются на конкурсной основе. В материалах IV Всероссийского социологического конгресса «Социология в системе научного управления обществом» опубликованы тезисы Максима Прудникова, кроме того отмечены они и в рамках конференции «Продолжая Грушина», ВЦИОМ, МГИМО 2012 г. Конкурсная основа всегда является важной характеристикой деятельности всех университетов. Показатели должны оправдывать имидж университета и репутацию его подразделений. На факультете №10 «Социальный инжиниринг» в 2012 году получены два сертификата участия во всероссийских конкурсах студентов. А это уже – победа! Вот и шутите, студенты – технари!
Л.С. ГУРЬЕВА, Максим ПРУДНИКОВ, Александра МАРТЫНОВА |