Интервью с Анатолием Вестяком |
ОТ ВИНТА | Интервью с... | 21.05.2013 |
Что такое ряд Фурье, или сколько раз можно пересдавать матан
Каждый маёвец: первокурсник, который вроде бы только пришёл учиться в МАИ; студент, который не сталкивался с этим человеком лично на лекциях или семинарах, обязательно слышал фамилию, вызывающую у многих дрожь в коленях и испарину на лице – Вестяк, к слову, о нём знают даже студенты из других вузов. Кто-то считает его «худшим кошмаром в своей жизни», а кто-то говорит «Анатолий Васильевич один из лучших преподавателей в МАИ! Если бы хоть половина остальных были на него похожи, то за образование можно было бы не волноваться».
«От винта»: Анатолий Васильевич, Вас сложно назвать заурядным преподавателем. Фотографии ведомостей с целым рядом двоек после экзамена выложены в сети Интернет. Многие студенты идут к Вам на экзамен без надежды сдать его с первого раза. Как так получилось? Анатолий Васильевич: Я обычный преподаватель, а про ведомости в Интернете мне говорили. Нужно быть объективным – кто на сколько знает, то и получает. Я каждому говорю, когда вы достаёте билет и видите, что не знаете, не кладите его обратно, посидите, подумайте или идите ко мне, мы вместе поговорим, подумаем. Экзамен – это всегда стресс, нужно уметь успокоить студента, немного отвлечь, порассуждав вместе с ним. Если студент готовился, учил, то у него в голове обязательно всё всплывёт, и он ответит. А если не учил, не вникал в весь материал, но хоть какая-то база знаний есть, то я спрашиваю, какой раздел вам знаком лучше всего, может в ночь перед экзаменом что приснилось, скажите и мы его обсудим, придём к верным ответам. И так потихоньку, с чистого лица, разговорившись, мы вместе находим правильные решения. Но когда студент даже раздел назвать не может, становится страшно, что же будет дальше.
«ОВ»: А когда Вы раздаёте экзаменационные вопросы? А.В.: В самом начале семестра каждый студент получает все вопросы и задачи, которые будут на экзамене. Когда ребята садятся уже сдавать, я беру их тетрадку с решениями и просматриваю всё ли решено. Если всё решал сам, то объяснить любой пример труда не составит.
«ОВ»: Как Вы относитесь к студентам, которые учатся на дневном отделении и работают? А.В.: К таким ребятам отношусь с уважением. В своё время мне тоже приходилось, и учиться, и работать, но я посещал каждую лекцию, потому что если ты пришёл в вуз, значит, тебе нужны знания. Ходить в институт только ради корочки диплома не надо, купите её в переходе на Соколе.
«ОВ»: Анатолий Васильевич, МАИ начинает учиться с 9 утра, не считая некоторых лабораторных занятий, которые начинаются с 8:30, почему ваши семинары начинаются в 8:00-8:30? А.В.: Дело в том, что я не признаю платные консультации. Ну как так, вы (или ваши родители) платите за то, что я вас консультирую, а потом приходите сдавать экзамен мне же – абсурд! Нужно уметь зарабатывать деньги по-другому, не на студентах. Поэтому я провожу бесплатные консультации, точнее дополнительные семинары, на которых мы с ребятами ещё раз прорешиваем задачи и разбираем вопросы, вызывающие трудности. Это помогает разбираться постепенно, раскладывая всё по полочкам, облегчая подготовку к экзамену. Кому нужно, те ходят. Я абсолютно не признаю студентов, которые буквально за день до экзамена подходят ко мне с просьбой пояснить некоторые моменты, устроив дополнительную консультацию, а эти моменты, требующие пояснений, упираются почти в самое начало курса. Спрашивается, где ты был раньше, почему не подходил? Отсюда вывод: этот студент – разгильдяй.
«ОВ»: За всё время преподавательской практики, наверняка Вы не раз рассекречивали студентов, которые пытались списать со шпаргалки. Расскажите о каких-нибудь оригинальных или смешных способах это провернуть и о Вашем отношении к шпаргалкам в целом. А.В.: Я сам прошу студентов писать шпаргалки, потому что когда вы пишите, идёт дополнительная подготовка, в голове хоть что-то отложится. Сейчас все используют шпаргалку в виде телефона, ведь в Интернете можно найти всё. Поэтому, когда ребята только заходят в кабинет на экзамен, я сразу говорю: «Кто не хочет двойку сразу, убирайте телефоны в сумку. У кого увижу в руках, сразу два бала». А так, каких только шпаргалок я не видел: и на трусах, и на ногах, и на руках, пишут, где только можно и нельзя, студенты весьма изобретательны, как известно.
«ОВ»: Про бесцеремонность, неподготовленность студентов всё понятно, но ведь наверняка есть случаи, когда Вы ставили заветное «отлично». А.В.: Эти случаи, естественно, единичны и крайне редкие. Самый выдающийся, когда ко мне на экзамен пришла девочка, достала билет, подготовилась, села отвечать. Я попросил её положить мне на стол тетрадь с решёнными задачами и отдельно с конспектами лекций. При просмотре задач, которые были решены все, нашлись некоторые ошибки, мы вместе их разобрали, исправили. Было видно, что она разбирается в материале. Поставить пятёрку не мог, хорошую, твёрдую четвёрку – с радостью. Но когда я начал просматривать конспект лекций, написанный очень аккуратно, красиво, буковка к буковке, как на печатной машинке, я спросил: «А как вы так пишите?», она ответила: «А я ещё дома прорабатывала, приходила после пар и переписывала лекции, чтобы лучше усвоить». Ни по одному предмету у неё нет четвёрки, кроме математического анализа, я хотел поставить четыре (поймал на определении по Коши и Гейне, которые весьма специфические), но, глядя на её старательность и прилежность, которые встречаются очень редко, поставил «отлично».
Интервью подготовила Александра МАРТЫНОВА
Понимающие студенты говорят:
«Да, он требовательный, но зато на его лекциях не бывает скучно! И сдать экзамен не так сложно, выучил пару основных теорем курса «на зубок» и тройка у тебя в кармане! А если ещё и примеры решать умеешь, то и на 4 наскребёшь! Просто все наслушались баек про него и совсем не пытаются понять чего он на самом деле хочет!»
«Когда смотришь на интеграл или диффур, а в уме уже складывается решение, потому что таких примеров было решено где-то 1500, понимаешь, что методы Анатолия Васильевича работают»!
«Кто не знает Вестяка — тот не маёвец! То есть настолько не маёвец, как помидор — не огурец!»
«Стиль преподавания Анатолия Васильевича весьма странный. Шутки и прибаутки специфические. Но за всем этим стоит одно — требование к студенту качественно выполнять своё дело — учиться»
«Мир тесен, а Вестяк известен!»
«Это не фамилия, а бренд! Как «Coca-Cola» или «Apple»
«Он никогда не ставит фальшивых оценок!»
ВРЕЗКА, пожелание на НГ маёвцам:
Желаю, чтобы вас искренне любили, чтобы каждый мог найти своё место в жизни, чувствовать твёрдую почву под ногами, чтобы рядом был человек, который всегда может протянуть руку помощи. Будьте счастливы! |