Стажируемся и учим

ОТ ВИНТА  |  Интервью с...  |  10.07.2013

 

В «От винта» №2-3 (139-140) за март-апрель 2013 года мы затронули вопрос о международном сотрудничестве вузов и теперь решили продолжить – более подробно разузнать о практике и стажировке у нас в МАИ. Разобраться в этом вопросе более глубоко и «расставить все точки над И» редакции «ОВ» помог проректор МАИ по международным отношениям и безопасности Виталиюс Йонович Микнис.

 

«От винта»: Виталиюс Йонович, чем вызван такой интерес руководства вуза к привлечению иностранных студентов в МАИ и отправлением наших студентов на стажировку за рубеж?

Виталиюс Йонович: Каждый год Министерство образования и науки России проводит мониторинг вузов на предмет их эффективности. Существует шесть основных критериев, на основании которых вуз считается эффективным и может вполне успешно существовать дальше, если три критерия не выполняется, то вуз считают неэффективным, что может привести к его ликвидации или слиянию с другим вузом. Одним из критериев является наличие иностранных граждан по отношению к российским (не менее 3%), если до 3% не добрать – критерий не выполняется. Также одним из критериев оценки является индекс цитирования в международных рейтингах – выступления наших учёных на международных конференциях должны публиковаться в зарубежных изданиях. Поэтому сейчас международное сотрудничество ставится во главу деятельности всего вуза.

 

«ОВ»: Наши студенты привлекаются иностранными вузами для сотрудничества?

В.Й.: Существует программа IAESTE, которая объединяет технические вузы, именно по этой программе наши студенты направляются на стажировку и практику в Европу, а иностранные студенты к нам. Главное правило – знать местный язык, т.к. обучение проходит именно на нём. Например, в этом году студентка МАИ едет в Корею, она в совершенстве знает язык и три года будет проходить обучение на корейском.

 

«ОВ»: А можно выбрать страну самому?

В.Й.: Конечно можно, если есть возможность предоставить выбор, то мы так и делаем. Обращаться надо в управление международного сотрудничества МАИ (ГАК, к. 322) к Беседину Артёму, который всегда подскажет, что и как сделать.

 

«ОВ»: Все эти стажировки платные?

В.Й.: Стажировки есть как бесплатные, так и платные, которые полностью оплачиваются студентом. Но бывает и исключение: есть интересная стажировка в Международный космический университет в Страсбурге на два месяца – безумно дорогая поездка выходит, где-то около 17000 евро. Не каждый может себе такое позволить, поэтому при наличии возможности часть суммы оплачивает институт, а часть сам студент.

 

«ОВ»: Как Вы считаете, такие программы эффективны как для студента, так и для вуза?

В.Й.: Конечно, бесспорно! Например, наши ребята с института иностранных языков каждый год уезжают на месячную стажировку в Англию. Возвращаются оттуда с совершенно другим уровнем знаний языка и культурным обогащением, что не может не радовать. Ведь в каждой стране разные научные школы, именно эта разница позволяет совершенствовать имеющиеся навыки и получать новые. Что-то привозят нам, что-то отдаём мы.

 

«ОВ»: А как иностранцы попадают к нам?

В.Й.: Путём заключения контракта, который мы заключаем либо с отдельным студентом, либо с правительствамидругих стран. В первом случае студент платит за своё обучение самостоятельно, во втором случае – это делается странами в рамках международных программ. На данный момент контракты заключены с Малайзией, Мьянмой, Вьетнамом, Анголой, а также ведутся активные переговоры со странами Латинской Америки.

 

«ОВ»: По какой форме обучаются ребята?

В.Й.: Они проходят полный курс обучения: в бакалавриате, в магистратуре, если есть желание, то в аспирантуре и докторантуре.

 

«ОВ»: Каким образом преодолевается языковой барьер?

В.Й.: Есть несколько вариантов, например, малазийцы приезжают на учёбу с первого курса (с бакалавриата). Сначала они проходят факультет довузовской подготовки, где в течение восьми месяцев изучают русский язык, физику, математику, информатику и дополнительно в течение двух месяцев продолжают доучивать русский. Только потом сдают вступительные экзамены. А вот ребята из Мьянмы приезжают после бакалавриата, который заканчивают у себя на родине. Сначала они год учат язык, только потом поступают в магистратуру. Но уровень их знаний, как языка, так и технических предметов, ниже нашего, поэтому довести их до нужного уровня и дать полную образовательную программу сложно. Когда иностранный студент учится на бакалавриате, он все четыре года живёт и «варится» среди русских, следовательно, подходит к магистратуре уже подготовленным.

 

«ОВ»: Иностранные студенты могут обучаться на всех кафедрах?

В.Й.: Нет, не на всех. Есть специальности, на которые мы не принимаем, потому что они закрытые. В целом процесс принятия иностранного гражданина на учёбу весьма длительный, самое главное – получить разрешение Министерства образования и науки России и Федеральной службы по техническому экспортному контролю России, с которыми мы согласуем решение этих вопросов.

 

«ОВ»: Какие мероприятия международного уровня проводятся у нас?

В.Й.: К нам в МАИ часто приезжают делегации, причём самого высокого уровня. Мы встречаемся с послами, заместителями министров. В прошлом году из Малайзии были кронпринц с принцессой (форма правления в Малайзии – федеративная выборная конституционная монархия). Практически каждую неделю мы проводим конференции, симпозиумы, международные выставки, ездим в регулярные командировки – всё это позволяет PR-ть и продвигать деятельность нашего вуза.

 

Интервью подготовила

Александра МАРТЫНОВА

 

Добавить комментарий

Реклама, мат, оскорбления строго запрещены, нарушение правил карается перманентом!

Защитный код
Обновить