МАКС-2013

ОТ ВИНТА  |  Репортаж  |  16.11.2013

Сколько самолётов могут продать российские авиакомпании, и почему плохо, если все они останутся в России? Сколько человек одновременно могут зайти на выставку, и сколько – выйти? Красив ли «штопор» под дождём, и подружится ли МАИ с Америкой? Подводим итоги авиасалона МАКС-2013.

 

 

 

Более 300000 человек за шесть дней посетило одиннадцатый авиасалон МАКС-2013 в Жуковском. В России МАКС стал настоящим праздником, куда с удовольствием ходят компаниями и приводят детей, чтобы пройтись по интересно оформленной выставке и подивиться на роскошное авиашоу.

Около тысячи участников из 43 государств особенно плодотворно поработали в первые три дня, предназначенные для специалистов. Сумма контрактов, заключённых на МАКС-2013, превышает 21 миллиард долларов. Правда, вклад иностранных компаний в реализацию летательных аппаратов оказался невелик. В основном зарубежные партнёры ограничивались соглашениями с русскими коллегами о сотрудничестве в научной и технической областях, самолёты предпочитая брать в лизинг. Такая тенденция складывается на российском авиационном рынке уже не первый год, и переломить её наши компании пока не могут.

 

На авиасалоне было представлено множество новинок, некоторые из летательных аппаратов уникальны и претендуют на звания зачинателей новых серий. Среди эффектных премьер можно выделить учебно-боевой Як-130, уже признанный лучшим в своём классе, новейшие боевые вертолёты Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28Н «Ночной охотник», транспортный самолёт Ил-76MД-90А. И это далеко не полный список.

Номенклатуру выставочных экспонатов традиционно расширили передовое оборудование и новейшие технологии авиационной и космической отрасли. Некоторые павильоны напоминали декорации к высокобюджетному фантастическому фильму, но, в отличие от картинки на экране, детали и приборы были вполне настоящими. Под открытым небом смонтировали настоящий полевой аэродром времён Второй мировой войны. За разнообразие экспонатов авиасалон заслуживает высоких баллов. За многочасовое авиашоу – тоже, хотя погода помешала пилотам исполнять фигуры высшего пилотажа на небольших высотах, а репетиционные полеты вообще пришлось отменить. Тем не менее, лётчики сполна продемонстрировали своё мастерство, и каждый самолёт в небе над Жуковским как будто представлял собственное авиашоу.

 

                    

 

А вот организация мероприятия оставила у посетителей неприятный осадок. Ко многим павильонам было не подобраться, хотя количество гостей сильно уменьшилось из-за непогоды. Гостям не понравилось, что не продумали их возвращение с авиасалона – во время дождя у выходов образовывалась давка, и автобусов на всех не хватало. В свою очередь организаторы указали на обилие нетрезвых посетителей, которые вели себя слишком активно и срывали работу экспозиций.

 

 

МАИ для МАКС и МАКС для МАИ

 

Экспонаты специального раздела «Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодёжи» на МАКСе-2013 выглядели более чем серьёзно: например, МГТУ им. Баумана презентовал сверхмалый космический аппарат (пикоспутник) «Парус – МГТУ», который уже планируется запустить с МКС.

А вот стенд родного вуза в течение всех дней выставки привлекал внимание посетителей-неспециалистов с помощью развлекательных мероприятий, и выходило это неплохо. Публику веселили лотереи, симулятор полётов, фотоконкурс и несколько моделей мужского пола, на самокатах рассекающих между павильонами в костюмах Суперменов. Но справедливо будет отметить, что и без шоу-программы нам было что показать.

Первое, на что зрители могли обратить внимание, – это парящий над их головами аэростат «Колибри» с огромным флагом МАИ. Гибридные аэростаты «Колибри» (совместный проект МАИ с радиотехническим концерном «РТИ») могут использоваться для аэрофотосъемки, метеонаблюдений и других нужд.

Самым зрелищным эпизодом участия МАИ в выставке стала презентация двух самолётов класса лёгкой авиации: Авиатика-МАИ-890 и МАИ-223 «Китёнок», разработанных в конструкторском бюро МАИ. Самолёты, сконструированные в МАИ, впервые показывали фигуры высшего пилотажа в небе МАКСа!

Самолёт «Китенок» пилотировал Герой России, лётчик-испытатель Андрей Синицын, а самолёт Авиатика-МАИ-890 – пилот Александр Митрофанов. Оба лётчика продемонстрировали разработки студенческого конструкторского бюро во всей красе, особенно эффектно смотрелся «управляемый штопор» в исполнении «Авиатики».

Неплохо для МАИ окончились «переговорные» дни выставки. На стенде вуза было подписано соглашение о сотрудничестве с Университетом аэронавтики Эмбри Риддл (Флорида) и соглашение с компанией SiemensPLMSoftwareоб использовании автоматических систем проектирования в учебном процессе.

Прошли консультации с представителями Министерства обороны России о возможностях применения беспилотного вертолётного комплекса «Ворон-300».

 

 

 

Рука об руку с авиацией

Сильный костюм

Нет, это не фотография персонажа с выставки компьютерных игр. Это фотография первого в России действующего образца экзоскелета пассивной модификации, позволяющего человеку-оператору переносить грузы до 100 кг. Проект «ЭкзоАтлет» выполняется командой российских учёных на базе НИИ Механики МГУ в рамках государственного контракта. Главное, чтобы эти робоатлеты охраняли мир и покой в стране, а то все мы знаем, как оно в последнее время бывает.

 

Умный металл

Московский авиационно-технологический институт им. Циолковского на МАКСе представил эндопротезы – внутренние протезы суставов. Только на первый взгляд кажется, что разработки МАТИ не имеют отношения к авиации: протезы изготавливаются из материала, используемого прежде только в авиапромышленности. Уникальный сплав со свойством памяти формы поможет добиться лучших результатов в лечении позвоночника, разнообразных трещин и переломов костей, а также в челюстно-лицевой хирургии.

Щепетильный полиэтилен

Это воздушно-пузырьковая пленка, отличающаяся от обычного полиэтилена с пупырышками большим размером ячеек и возможностью менять их размер. Да-да, мой друг, о таком ты даже и не мечтал! Компания «Гемма Графикс» со своими изделиями много лет стоит на страже хрупких деталей, снабжая своими защитными принадлежностями и авиационно-космическую отрасль. В такой упаковке хрупкий прибор можно даже по почте посылать.

Светлана КРИВОНОС

 

Добавить комментарий

Реклама, мат, оскорбления строго запрещены, нарушение правил карается перманентом!

Защитный код
Обновить