Невероятная жизнь Виктора Порохни

Maxim  |  Интервью с...  |  17.06.2014

 

 

  История в деталях

 

 

Невероятная жизнь Виктора Порохни

alt

Доктор исторических наук, профессор, металлург, футболист, семьянин и к тому же заведующий кафедрой истории МАИ Виктор Сидорович Порохня 13 июня 2014 года празднует свой восьмидесятый День рождения. Поздравляя именинника хоть целые сутки, мы не сумеем перечислить всех его регалий и заслуг, поэтому просто скажем, что Виктор Сидорович очень многое сделал для кафедры истории в частности и для гуманитарных наук в МАИ вообще.

 

«От винта»: Скажите, каково это – преподавать историю технарям? Есть ли разница восприятия материала между технарями и гуманитариями?

Виктор Сидорович: Человек, подготовленный лишь технически, не может осмыслить жизненный опыт прошлых поколений и не может смотреть в будущее, отсюда нам важно доказать студенту необходимость разностороннего образования. Но есть второй вопрос: студенты приходят в вуз уже с очень слабыми гуманитарными знаниями. Работать сложно, но этот момент нас заставляет в большей степени работать над собой, чем если бы мы преподавали в классическом или педагогическом университетах.

 

«ОВ»: Из 46 лет в МАИ 27 лет вы заведуете кафедрой истории. За эти годы наверняка хорошо познали отношение ректората к гуманитариям. Каково оно, это отношение?

В.С.: Я пережил пять ректорских команд. Прежние составы довольно уважительно относились к нашему труду. Нынешние – весьма амбициозны, и часто пытаются приравнять нас к техническим кафедрам по вопросам взаимосвязи с промышленностью. Конечно, такой подход не может повысить эффективность нашего учебного процесса. И сейчас я пишу книгу, в которой более подробно объясняю свой взгляд на поднятый вопрос.

 

«ОВ»: Вы – человек очень разносторонний, но как получилось, что вы связали свою жизнь с историей?

В.С.: Мир у меня был действительно обширный. Мой первый путь – шахтёр, а затем – металлургия. Мы вместе с Юрой Гагариным в Саратовском индустриальном техникуме учились в одной группе и четыре года жили в одной комнате в общежитии… Затем служба в ВДВ. Спорт – я ещё в Донбассе начал играть в футбол, затем меня пригласили в команду мастеров в Ленинграде. После завершения игровой практики перешёл на тренерскую работу. Создал семью со своей одноклассницей по 5-му классу Валей Григоренко... Мы уже пятьдесят восьмой год вместе! А в 1967 году мы вместе окончили Казахский Национальный педагогический университет имени Абая, исторический факультет.

В большей степени на моё становление как историка повлияли мой уход от тренерской работы и гибель Юрия Гагарина. Мы как раз были на сборах с футбольной командой Днепропетровска в Феодосии, там я и узнал, что Юры не стало. Версий было много, версии эти вызывали у меня всё большую злость, и у меня кипело желание исторически поправить, сказать правду, добиться правды. Этот момент оказался переломным в моей жизни.

 

В МАИ я с 1 февраля 1969 года. В 1987 году меня избрали заведующим кафедрой. Кафедра – это мой второй дом.



 

«ОВ»: Вернёмся в настоящее время. Какова роль историка сейчас: должен ли он представлять просто сухие факты или имеет право на свою точку зрения?

В.С.: Сухие факты учитель представляет школьнику, который не может разобраться в глубинных процессах общественного развития. Но мы живём не только вчерашним днем, мы питаемся и радио, и ТВ, и домашними беседами… Мы дополняем новыми материалами утверждённую учебную программу, и в этих материалах преподаватель становится автором всего того, что говорит своим студентам.

 

«ОВ»: А как отличить пропаганду от правды? Из новостей ничего не разберёшь! Есть какие-то общие правила «очистки» информации?

В.С.: Аккуратнее фильтровать информацию из СМИ. Правду от лжи отличить можно, сопоставляя факты, анализируя опыт прошлого, владея хорошими знаниями истории.

 

«ОВ»: Как сейчас, в эпоху непрекращающихся информационных войн, нужно освещать исторические события, чтобы не скатиться в пропаганду или слишком жёсткую критику?

В.С.: Нам, историкам, несладко. Чтобы быть объективным и честным перед студентом, нам надо читать газеты, слушать радио, анализировать все доступные СМИ, затем это всё объединять и делать выводы, руководствуясь опытом прошлых лет. Со студентом надо не только винтики и гаечки крутить, со студентом надо идейно работать.

 

«ОВ»: А вообще, не удивляют ли вас современные студенты своими свободными нравами?

В.С.: Радуют! Ведь их тоже волнует, что делается у нас в стране. Радуют, потому что они не безразличны, а тянутся к пониманию порядка вещей. Сначала, в середине девяностых, рассуждали так «диплом, зачем он нужен, мама и папа устроят». Сейчас всё чаще наблюдается ситуация, когда молодой человек, приехавший на дорогой машине, садится в группу и начинает размышлять вместе со всеми, в каком обществе мы живём.

 

«ОВ»: Как Вы думаете, что нас ждёт, с исторической точки зрения, в будущем?

В.С.:Ну, с точки зрения истории этот вопрос «от Лукавого» … Будущее предсказать никто не может, но защищать в будущем наши законы, наши права и убеждения, наши моральные устои мы будем всеми доступными способами, которые регламентируются, в том числе, международными правилами.

 

«ОВ»: У вас столько публикаций, много работы, и при этом вы – семейный человек… Откуда берёте время?

В.С.: Нужно уметь чётко планировать свою жизнь. И помните: спать менее 6 часов нельзя. К твёрдому распорядку жизни меня приучили армия и футбол. Кроме того, я женат, и моя жена – мой идейный, нравственный, близкий человек, она понимает всё, что происходит со мной. Не каждый такое выдержит! Я вспоминаю пословицу: «Мужчина в своей жизни, женившись на хорошей, умной, понимающей женщине, на всю жизнь обеспечен бесплатным трёхразовым питанием».

 

«ОВ»: Что будете делать, когда оставите кафедру?

В.С.: Я принял решение оставить кафедру, и вся семья аплодировала мне за это, потому что 58 лет моя жена меня практически не видела. Аплодировать на самом деле надо ей, она у меня героиня! Выдержать такое нелегко. Так что с 1 сентября 2014 года кафедрой будет заведовать другой человек, тоже наш воспитанник. А я полностью перехожу на работу директором Межвузовского центра по историческому образованию в технических вузах Российской Федерации. Борьба за историю сейчас идёт тяжёлая: быть или не быть. Мы с трудом сохранили историю везде и всюду по всем аэрокосмическим и другим негуманитарным вузам. Действующий Межвузовский центр как раз и нацелен на создание нормальных условий для исторического образования студентов

 

 

 

 

 

Интервью подготовили:

Александра МАРТЫНОВА

Светлана КРИВОНОС

 

Добавить комментарий

Реклама, мат, оскорбления строго запрещены, нарушение правил карается перманентом!

Защитный код
Обновить