Горячие сердца, холодные головы |
Maxim | Репортаж | 17.06.2014 |
В присутствии этих доблестных парней тебе совсем не стыдно будет сказать: «Я вся горю!». Наоборот – ты обратишься прямо по адресу: ведь они точно смогут остудить твой пыл, да и не только твой. В июньской рубрике «НИРС» студенты военной кафедры Григорий Магилюк и Роман Шашков поделились одной из горячих новостей наступившего лета.
«От винта»: Расскажите, над каким проектом вы сейчас работаете? Роман Шашаков: Мы моделируем процесс взаимодействия группы БПЛА (беспилотных летательных аппаратов), которые распределяют информацию о лесных пожарах между собой и центром управления. Григорий Магилюк: Разработка модели производится в программной среде имитационного моделирования «AnyLogic». Это программа российского производства, кстати.
«ОВ»: А что именно отображает созданная вами модель? Она только имитирует пожары или позволяет их тушить? Р.Ш.:Поначалу стояла задача именно тушить лесной пожар. Спутник обнаруживал возгорание лесного массива, самолёт заправлялся водой и оперативно тушил. Г.М.: То есть информация об участках леса, поражённых огнём, задавалась изначально. Сейчас её должен получать БПЛА, для чего он самостоятельно просматривает состояние леса и отправляет информацию в центр. Задача состоит в синтезе высокоэффективного алгоритма обработки и передачи данных на борту самолёта и в построении оптимального маршрута облёта самолётами лесного массива. Р.Ш.: Причём имеется в виду групповой полёт беспилотников, своего рода «рой самолётов». Если одному БПЛА не хватает запаса топлива до очередной точки облёта, то он разошлёт эту информацию по сети, и свободный беспилотник возьмёт его задачу на себя. Многоагентный подход – именно это выгодно отличает нашу работу от прочих разработок. Г.М.: Мы отдельно моделировали возмущённый лес (это делал я) и отдельно – навигацию БПЛА (это работа Ромы). Теперь мы собираем наши разработки воедино. Сначала нужно добиться оптимального соотношения скорости полёта и пройденного расстояния. Далее мы реализуем совместную обработку данных группой БПЛА для полной реализации потенциала группового полёта. Р.Ш.: Беспилотники различаются по весу, скорости и высоте полёта. Меняя эти и другие модельные параметры, можно видеть, как летательный аппарат реагирует на изменение окружающей обстановки.
«ОВ»: А МЧС России заинтересовано в вашей разработке? Г.М.: Сейчас наши разработки ведутся именно для МЧС с целью локализации лесных пожаров и аварий на промышленных производствах. Р.Ш.: В будущем военная кафедра МАИ планирует заниматься моделированием процессов, происходящих при авариях на атомных электростанциях. Модель будет обрабатывать уже три измерения, ведь радиоактивное облако имеет ярко выраженные пространственные характеристики. Г.М.: Мы верим в то, что на фоне нестабильной внешнеполитической ситуации нашими разработками заинтересуется Минобороны России, но тогда нам придётся изъясняться более сдержанно. Так что наша встреча может ещё повториться!
Интервью подготовила Любовь КУЛЯБКО |
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи.