Девушка, которая вызвала резонанс |
Maxim | Интервью с... | 10.03.2015 |
Героями нашей серьёзной рубрики НИРС не так часто становятся прекрасные девушки. В этом номере глаз и разум наших читателей радует Елена Филонова, студентка факультета № 4 «Радиоэлектроника летательных аппаратов» кафедры № 403 «Электронно-вычислительные средства и информатика». Елена набралась терпения и объяснила нам, почему на ионных двигателях пока не так-то просто долететь до Альфы Центавра.
«От винта»: Елена, расскажи, о чём же твоя работа?
Елена Филонова:Современные отечественные ионные двигатели обладают низким КПД. Двигатели, для которых мы разрабатываем электронику, будут иметь КПД порядка 80%. В своей научной работе «Высокочастотные генераторы для высокочастотных ионных двигателей» я рассказала о том, как добиться такого значения. Высокий КПД обеспечивается резонансом в системе, то есть совпадением фаз тока и напряжения. Я предлагаю способы, при которых эти фазы будут сравниваться быстрее. То есть быстрее возникнет резонанс, и мы получим 80%.
«ОВ»: Расскажи немного, для чего нужны сами двигатели?
Е. Ф.:Те двигатели, для которых мы делаем платы, – маломощные, на них человек никуда не улетит. Они являются корректировочными, кушают всего 350 Вт. Систему питания и управления мы делаем по заказу Воронежского КБХА (Конструкторское бюро химавтоматики). Если будет перспектива разработки более мощных генераторов, то мы ими займёмся.
«ОВ»: То есть на полке эти платы пылиться не будут?
Е.Ф.: Нет. Сейчас мы делаем третий опытный образец. У нас уже сейчасесть образцы на иностранной элементной базе. Она меньше, компактнее, с ней легче работать. Но это был опытный образец. Теперь знаем, что всё хорошо и можем делать на нашей базе.
«ОВ»: Чем уникальна эта разработка?
Е.Ф.:Предполагается, что наши двигатели по характеристикам будут существенно лучше отечественных аналогов. В мире уже работали с ионными двигателями. В Штатах есть проект Next, были запуски и в СССР. Мы проводили разработку совместно с профессором Х. Лёбом из Гиссенского университета в Германии. Но сейчас, из-за низкого КПД, мы только подходим к полётам. Существуют плазменные двигатели, если у нас будут заказы, то мы сможем поработать и над ними.
«ОВ»: Плазменные двигатели в чём-то превосходят ионные?
Е.Ф.: Плазменные двигатели –просто логичное развитие событий. У ионных двигателей маленькая тяга. Даёшь им импульс, и они могут долететь до дальнего космоса. Так же и с плазменными, но они рассчитаны на полёт с пассажиром, тогда как на ионные двигатели можно пока установить только микроспутник. Наш двигатель работает на инертном газе ксеноне. Эксперименты с устройствами проводим в НИИ ПМЭ МАИ (научно-исследовательский институт прикладной механики и электродинамики). Там же можно посмотреть, как зажигается плазма, как работает твоё устройство.
Интервью подготовила Любовь КУЛЯБКО Алина БОБРОВА |