МАКС-2015

Maxim  |  Репортаж  |  19.10.2015

 

 

Многочисленные выставки ведущих авиационных и космических предприятий нашей страны, авиационное шоу, не оставившее равнодушными всех посетителей. Это – центральное событие года для нас, маёвцев и всех неравнодушных – МАКС-2015, прошедший в Жуковском с 25 по 30 августа. Давайте с удовольствием вспомним о международном авиационном празднике.

 

 

 

Почти полмиллиона человек посетили выставку за шесть дней проведения. Это примерно в двадцать раз больше числа студентов и сотрудников МАИ. Для проведения мероприятия организовано две автомобильные парковки в сумме на 23 тысячи машино-мест.

Во время салона были заключены серьёзные соглашения, общей стоимостью порядка 350 млрд. рублей. Среди них контракт между ГТЛК (Государственная Транспортная Лизинговая Компания — ​прим. ред.) и АО «Гражданские самолёты Сухого» на поставку 32 новейших лайнеров Sukhoy SuperJet 100.

Немаловажной является и выставочная часть, которая встречала посетителя сразу же, как тот проходил досмотр на входе. На площадке было 133 летательных аппарата — ​среди них самолёты, вертолёты, автожиры. Кстати, внимательный зритель мог увидеть, как вертолёт Ми‑17, совершивполётпередзрителями, не спешавозвращаетсяна своёместосредиэкспонатов.

Масштабы выставки таковы, что её невозможно обойти за день. Мы постараемся передать то чувство гордости за отечественные достижения в областях авиации и космоса, которое осталось у нас после посещения международного авиакосмического салона.

 

 

Станет ли возможной жизнь на луне?

 

 

Мы обратили внимание на стенд НПО им. С. А. Лавочкина. Внимательные любители авиации наверняка вспомнят об истребителях из КБ Лавочкина, летавших во время Великой Отечественной войны. Со временем предприятие переориентировало свою деятельность на космос. Начальник центра информационного обеспечения НПО им. С. А. Лавочкина рассказал нам об экспозиции и о готовящихся амбициозных проектах.

 

Павел Вячеславович Примаков,

Начальник центра информационного обеспечения НПО им. С.А. Лавочкина

«Естественно, на стенде не вся продукция, которой мы занимаемся. У нас Лунная программа состоит из четырёх пусков до 2025 года. «Фрегат-СБ» в конце 2018, дальше орбитальный аппарат, дальше посадочный, уже с бурением, а в 2025 полетит аппарат «Луна-грунт» – он уже доставит образцы грунта с южного полюса на Землю для проведения исследования. Все аппараты будут ориентированы на южный полюс.

Почему интересен южный полюс? Учёные считают, что там в породах большое количество воды, занесённое кометами. Они надеются на то, что очень большое содержание льда в этом грунте. Соответственно, если есть лёд, то из него уже можно обеспечивать целый цикл жизнедеятельности, получать кислород и воду для обитаемых станций на Луне.

На нашем стенде разгонный блок «Фрегат-СБ», последняя ступень ракеты-носителя, которая выводит космический аппарат на различные расчётные орбиты: от околоземных до высоко эллиптических и межпланетных перелётных траекторий. На модификации «СБ» установлена космическая станция для проведения лунных исследований «Луна-Глоб» — ​по советской модификации «Луна‑25». У наспоследняямиссияна Лунубылав 1976 году, оназакончиласьтем, чтона Землюбылидоставленыобразцыгрунтав математическомрежиме. Этастанцияполетит в 2018–2019 гг. на Луну и впервые будет исследовать её южный полюс. В основном все лунные миссии, как наши, так и американские, были ориентированы на экваториальную часть Луны. Этот аппарат полетит на южный полюс для контактного исследования. Он будет производить забор грунта, исследование будет на поверхности, затем передача данных на Землю. В марте был уже 50‑йпускразгонногоблока, всеониуспешные. Летаютс 2000 годас трёхкосмодромов: Байконур, Плесецк, и с 2011 годас космодромаКуру.

Также мы представили «Спектр-РГ» — ​аппарат, который будет исследовать чёрные дыры, квазары, пульсары — ​все объекты Вселенной в рентген-диапазоне. Ещё «Спектр-Р». Аппарат уникальный, обладает десятиметровой антенной. Это самый большой космический радиотелескоп в мире. «Спектр-УФ» летает на высокой эллиптической орбите с апогеем более 340 000 км, и совместно с наземными радиотелескопами образует виртуальный интерферометр. Зеркало получается не десять метров, а 40 000 км».

 

Стенд Московского авиационного института на МАКС-2015

 

 

Наш институт расположился в павильоне, посвящённом теме «Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодёжи». Туда мы и направились, чтобы увидеть стенд МАИ.

Обещалось, что МАИ представит на МАКС новые проекты. Среди них малогабаритная радиолокационная станция, разработанная в институте. Также МАИ представил на стенде беспилотный летательный аппарат «Ворон‑500». АппаратспроектированконструкторскимбюроМАИ«Искатель», аппаратыэтогосемействасертифицированы для использования в вооружённых силах.

МАИ — ​единственный вуз, летательные аппараты которого участвуют в лётной программе. Эти аппараты — ​самолёт МАИ‑223 и автожир«Авиатика».

Ещё на стенде был организован своеобразный экзамен: посетитель вытягивал билет и отвечал на вопрос. Вместо оценок сдавшие экзамен получали памятные сувениры.

Также разработки своих СКБ МАИ продемонстрировал в рамках V международного фестиваля детского и молодёжного научно-технического творчества «От винта». Павильон, в котором состоялся фестиваль, в первый день МАКС посетил Президент России Владимир Путин.

 

Комментарии участников МАКС

 

Вячеслав Алексеевич Шевцов,

Проректор МАИ по научной работе и заведующий кафедрой №408 «Инфокоммуникации»

«Цифровая малогабаритная двухдиапазонная бортовая радиолокационная станция отличается достаточно высокими характеристиками при том, что малые габариты и вес позволяют интегрировать её даже в небольшие летательные аппараты. Это уникальный в нашей стране проект, аналогов в России не имеет. Основным назначением станции является слежение за объектами в любую погоду. Также может выполнять такие задачи, как коррекция навигационных систем, передача данных другим летательным аппаратам или наземным станциям. Стоит отметить, что радиолокационная станция выполнена целиком и полностью на российской элементной базе — ​например, центральный процессор стоит наш, «Эльбрус». При этом нам удалось добиться высокой скорости обработки информации, высокооптимальных программных и схемотехнических решений. Работали над проектом все кафедры факультета №4 («Радиоэлектроника летательных аппаратов» — ​прим. ред.). Также в разработке принял участие факультет №5 («Инженерно-экономический институт МАИ» — ​прим. ред.)».

 

Андрей Иванович Нечипуренко,

Инженер научно-производственного комплекса вычислительной техники и информатики МАИ

 

«Несколько лет назад квадрокоптеры были относительной экзотикой. Сейчас уровень автоматизации управления аппаратами уже не требует высокого уровня подготовки пилота. Но всё равно даже для нормальной съёмки нужен профессиональный пилот, который умеет работать. Какие минусы у этих аппаратов по сравнению с вертолётами? Хуже ветровая нагрузка. При сильном ветре он может запросто не вернуться на базу. Также относительно небольшое время полёта — ​у нас этот показатель достигает 40 минут. Есть и преимущества: вертолёт вообще не полетит над электрическими сетями, потому что, не дай бог, помеха, и ты рухнешь на провода. А квадрик если и упадёт, то даже провод не порвёт. Это намного бюджетнее, чем вертолёт. На квадрик можно любую нагрузку вешать: видеокамеру, тепловизор, тот же газоанализатор. Ещё один большой плюс: есть открытые некоммерческие проекты, где любой человек может втянуться в эту проблему. Квадрик разбирается, собирается без проблем. Когда выезжаешь на объект, практически сто процентов, что выполнишь задачу».

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Реклама, мат, оскорбления строго запрещены, нарушение правил карается перманентом!

Защитный код
Обновить