Медиаобразование: элитарность или необходимость?

User  |  Карьера  |  26.02.2016

Мы живём в 21 веке, веке непрекращающегося развития технологий. Посмотрите на детей, уже в свои полтора года без каких-либо проблем они, беря в руки телефон, понимают, куда надо кликнуть, как повернуть и что нажать. Поколение до 14 лет существует с технологиями и медиапространством уже даже на бытовом уровне принципиально иначе.

Никто не будет спорить, что благодаря развитию средств коммуникации жизнь приобрела новые формы, но стала ли она безопаснее?

Технологическая революция и как следствие массовое приобретение ноутбуков, компьютеров и мобильных устройств кардинально меняет принципы потребления информации, поисковой стратегии и формы взаимодействия человека и общества. Интерактивность как глобальный тренд в медийном мире позволяет аудитории становится соучастником и соавтором СМИ. Вторжение в медийное пространство всех и каждого, кто обладает мобильным доступом в интернет и средствами тиражирования информации сокращает временной зазор между событием и его отражением. И в  этих новых условиях очень важно развивать медиаграмотность, которая подразумевает умение фильтровать инфопоток, правильно оценивать источники и тому подобное. Но самое главное: надо воспитывать в людях критическое мышление, способность к самостоятельной оценке - без этого в новом информационном мире не потеряться будет сложно. Вот почему медиаобразование становится необходимым.

После введения первого курса медиаобразования в нескольких столичных гимназиях в качестве факультатива, начались негативные мнения. Мол, никакое, товарищи, это не просвещение. Это всего лишь шаг к разделению массы на тех, кто неукоснительно подлежит зомбированию, и на элиту, которой дано знать что к чему. Одна из причин такого отношения вызвана простым непониманием и незнанием задач и функций такого образования. А ведь точно так же, как мы учим детей грамотно писать, мы должны учить их и медиаграмотности: не верить всему, что происходит, оценивать ситуацию, научиться перепроверять, защищаться от бесполезной и вредной информации и вычислять для себя полезную.

«Почему источники важны? Как нам кодифицировать правду в медийном поле? Только если мы более-менее доверяем этим источникам. Надо понять, кто эти источники, откуда у этого источника информация, это проверяемый факт? Есть ли у источника какая-нибудь заинтересованность в теме, не заинтересованная ли он сторона? Дальше мы судим о независимости этого источника. Независимый лучше, чем заинтересованный. Несколько источников лучше, чем один. Источники, которые проверяют и приводят доказательства, лучше, чем источники, которые настаивают. И это в новостях очень видно. Авторитетный информированный лучше, чем не информированный. Названный источник лучше, чем анонимный» - объясняет Анна Григорьевна Качкаева, научный руководитель Высшей школы журналистики НИУ ВШЭ, журналистка, радиоведущая, кандидат филологических наук.

Чему также необходимо научиться каждому из нас — не только ориентироваться в медиапространстве, но и суметь вовремя отключиться, чтобы научиться соединяться по-новому — так считает Чаро Садаба, профессор университета Наварры в Испании, которая выступила с докладом на тему «цифрового тайм-аута» в рамках научно-практической конференции «Медиаграмотность и медиаобразование: цифровые медиа для будущего». «Все мы чувствуем потребность быть постоянно «в сети». Однако необходимо продумать технологический подход, который изменит влияние интернет-технологий на нашу жизнь. Это не означает, что нужно полностью избавляться от «онлайн-жизни». Скорее — устанавливать регулярные периоды цифрового перерыва, чтобы развить коммуникацию «лицом к лицу», выбрать периоды досуга, которые смогут восстановить границы между временем для работы и временем для отдыха» — делитсяпрофессор. Цифровой тайм-аут является важным инструментом медиаграмотности, поскольку позволяет свести к минимуму все риски и опасности, которые ежедневно поджидают нас в мире медиатехнологий. Возможно ли найти баланс? Каждый образованный в сфере медиа человек сможет научиться ограждать себя от информационных рисков, от которых в современной жизни никуда не деться. Главное – суметь противостоять им.

 

Виктория Костоломова

Александра Казнакова

 

Добавить комментарий

Реклама, мат, оскорбления строго запрещены, нарушение правил карается перманентом!

Защитный код
Обновить