![]() |
|||||||||||||||||
|
После продолжительного перерыва по причине загруженности автора всевозможной не связанной с авиацией и космонавтикой работой наконец-то свершилось чудо, и он, то бишь автор этих и предыдущих статей, сотворил данное хрестоматийное историко-техническое печатное произведение ≈ перед вами вновь старейшая рубрика газеты ╚От Винта╩. Ура!!! Вся редакция газеты с этого номера будет внимательно следить за дальнейшими статьями и публикациями в этом разделе газеты. Как говорится, ╚чистого неба и мягких посадок╩.
В канун очередного празднования юбилея выдающегося писателя Максима Горького известный в 30-х годах советский публицист-общественник Михаил Кольцов выдвинул смелую идею построить на народные деньги огромный, небывалый по размерам и массе за всю историю самолётостроения в мире самолёт имени А.М. Горького. Абсолютно всем эта необычная и свежая мысль понравилась, и был дружно создан Всесоюзный общественный штаб, куда вошли ведущие советские журналисты, писатели, а также учёные-практики. Был объявлен конкурс на проект советского самолёта-гиганта и сбор средств на его постройку. Рассмотрев огромное количество разных самых фантастических проектов и пожеланий, жюри решило взять за основу конструкцию самолёта АНТ-16, разработанную А.Н. Туполевым ≈ патриархом и признанным классиком всего нашего самолётостроения. ![]() Ещё не утихли споры и не высохла тушь на ватманах, а население СССР уже собрало 6 миллионов рублей в фонд ╚Максима Горького╩. Постройка самолёта превратилась во всенародное предприятие, вся страна так или иначе участвовала, и каждый чувствовал свою сопричастность. При таком внимании и поддержке со стороны государства и народа инженеры, механики, рабочие и лётчики с особым чувством гордости и энтузиазма взялись за свою каждодневную работу. Самый большой сухопутный самолёт 30-х гг. был построен за рекордно короткий срок, менее чем за 10 месяцев. Вес пустого самолёта составлял 30 тонн, в загруженном виде вес достигал 50 тонн. 17 июня 1934 года лётчик-испытатель М.М. Громов поднял гигант в воздух, а через два дня он же на этом самолёте пролетел над Красной площадью и с помощью громкоговорящей радиоустановки приветствовал демонстрацию трудящихся по случаю торжественной встречи челюскинцев. Самолёт успешно испытывался и затем стал флагманом всего воздушного флота нашей страны. Но, как это, к сожалению часто бывает в авиации, 18 мая 1935 года во время выполнения демонстрационного полёта над Москвой с передовиками конструкторского бюро и завода на борту произошла чудовищная катастрофа, в которой погибло 46 человек. Причиной разыгравшейся в небе над посёлком ╚Сокол╩ трагедии стало столкновение в воздухе с истребителем сопровождения, пилот которого решился на хулиганскую попытку выполнить так называемую ╚мёртвую петлю╩ вокруг 63-метрового крыла ╚Максима Горького╩. Лётчик-истребитель не рассчитал и врезался в правую плоскость крыла, что привело к полному разрушению в воздухе обоих самолётов. Последние мгновения перед ударом были запечатлены в кинохронике, что, конечно, помогло в работе аварийной комиссии тех лет. Несмотря на это, на базе АНТ-20 был разработан серийный шестимоторный вариант, получивший название ПС-124. Эти машины успешно эксплуатировались до декабря 1942 года, на практике доказав производственные возможности советской авиационной промышленности. Алексей Николаев В начало статьи
|