![]() |
|||||||||||||||||
|
![]() ≈ Когда началась война, я закончил два курса высшего военно-морского училища имени Дзержинского в Ленинграде. По окончании экзаменов мы как раз 22 июня должны были отправляться на практику на Северный флот, но в последний момент нам дали отбой, а по возвращению в казармы мы узнали о начале военных действии. Когда возникла угроза взятия Ленинграда, из курсантов военно-морских училищ была создана вторая бригада морской пехоты, состоявшая из нескольких истребительных батальонов, в один из которых и вошел я. Какое-то время занимались выслеживанием диверсантских групп, а затем, когда немцы реально стали угрожать Ленинграду, наше училище эвакуировали в Горький. В это время немцы уже подходили к Москве, и мы занимались саперским ремеслом, а на лето нас отправляли на боевые суда на Черное море. Лично я в 1942 и 1943 годах был именно на Черном море, а в 1944 году участвовал в боевых действиях на Северном флоте. ≈ Как же проходила эта самая практика, как воевали ещё молодые курсанты на боевых кораблях? ≈ В 1942 году я служил на сторожевом корабле ╚Шквал╩, мы занимались эвакуацией жителей города Новороссийск. Однажды наш корабль был сильно поврежден, но мы смогли своим ходом добраться до Туапсе и дальше после ремонта судна опять продолжили вести боевые действия. Тогда в 1942 году был сдан Крым, и возникла серьёзная угроза Кавказскому побережью, где и базировались наши корабли. В это время все ждали нападения ещё и Турции, поэтому наши корабли провели несколько рейдов вдоль берегов Турции для устрашения, и турки в итоге в войну не ввязались. В таких рейдах участвовал и я. В 1944 году на северном флоте я был уже мичманом на эскадренном миноносце. ≈ Что же оставило самое большое впечатление и что больше всего врезалось в память с тех времен? ≈ Больше всего меня тогда поразили так называемые караваны, которые везли продовольствие из стран-союзниц. Это было семьдесят транспортов, по сто тысяч тонн водоизмещением каждый, шли они в строгом порядке, и выглядело это очень величественно, а если учитывать, что помимо транспортов шли ещё корабли охранения, которых было раза в три больше, то по морю двигалась армада из примерно трехсот кораблей. Шли эти корабли в Мурманск и Архангельск. Людей в это время мы почти не теряли, так что служба была не очень опасная, хотя надо сказать, что за войну наша рота потеряла примерно пятнадцать человек. Большинство из них погибли в 1942 году, пока мы служили на эсминцах. После окончания в 1944 году училища я был направлен на Тихоокеанский флот, где участвовал в войне с Японией. ≈ Как, находясь на другом конце Союза, узнали и отреагировали люди на победу? ≈ В тот день наш корабль стоял на ремонте. Вдруг объявляют о капитуляции Германии. Работы сразу все закончились, началась пальба, люди обнимались, поздравляли друг друга, шло общее братание. ≈ Поддерживают ли связь бывшие однокурсники? ≈ Надо сказать, что морская служба сплачивает людей, мы до сих пор встречаемся в Ленинграде, люди приезжают из самых разных мест: из Риги, Киева, Тамбова, Севастополя, Москвы, кто откуда. ≈ Ваше отношение к последним военным событиям? ≈ О последних боевых операциях судить сложно. Я крайне отрицательно относился к войне в Афганистане, с которым у нас были самые хорошие отношения. Что касается кампании в Чечне, то считаю, что террористов надо уничтожать. Но война эта никому не нужна, возможно же как-то договориться с людьми. И вообще я бы очень не хотел, чтобы мой сын или внук приняли бы участие в настоящих боевых действиях. К сожалению, многие современные ребята очень мало знают о той кровопролитной войне, а ведь только помня ошибки прошлого, можно не повторить их в будущем. Мы должны помнить бессмертный подвиг тех людей, которые погибли тогда, чтобы мы могли мирно жить сейчас. К сожалению, та страшная война не стала для нас уроком, и вновь гремят взрывы, и вновь гибнут люди... Илья Барабанов, учащийся школы ╧1252 В начало статьи
|