╧4-5 (32-33) Май- Июнь 2001г.
Поговорим!
ПОЗДРАВЛЯЕМ!

У студентов МАИ есть Профком!

Сложно, но можно! Да здравствует ХАЛЯВА
Юлия Левина

ШПАК ≈ 2001
Алена Лялюлина, Николай Степанов и Ко

Железная птица
Интервью с...
Наука & студенчество

Мы не такие
Алена Лялюлина

Судак-2001
Людмила Поняева

В чем сила?
Алена Лялюлина

Историки подводят итоги
Профессор В.П.Боечин, аспирант Н.В.Степанов

КУМАР

Hi-Club

О стратегии бытия человека и человечества
Игорь Моргунов, специально для ╚ОВ╩

Огонь Прометея
Владимр Потяшев, специально для ╚ОВ╩

Приятно ли с Вами общаться?
Екатерина Андреева

Измена по-женски
Наталья Солопова, специально для ╚ОВ╩

Июльский гороскоп от Екатерины Андреевой

Фантазия на рыцарскую тему
Лепа Алексеев, специально для ╚ОВ╩

ФРЭЛА-55 лет

О факультете

Красавица МАИ-2001
Раиса Биккулова

Товарищеский матч
Раиса Биккулова

Интервью с...
Екатерина Андреева

Часть 1. ╚Официальная╩
Раиса Биккулова

Часть 2. ╚Студенческая╩
Раиса Биккулова

Hi-Club



Лётные сборы в Смоленске глазами учлета или как я учился летать


Алексей Сычев      О работе аэроклуба ╚Аэроплан╩ из города Смоленска я впервые узнал два года назад. Многое слышал и читал о руководителе клуба Валерии Алексеевиче Домброве и даже видел один из его аппаратов на слёте сверхлёгкой авиации в городе Чернигове ещё в 1991 году.      И вот в мае 2000 года во время проведения фестиваля СЛА в Москве я познакомился с Валерием Алексеевичем и его сверхлёгким мотопланером ╚Беркут╩, дальнейшим развитием конструкции ХАИ-29 ╚Коршун╩, разработанной в Харьковском авиационном институте. Там я и договорился об обучении полётам на ╚Беркуте╩.      На Смоленском вокзале меня встретил Домбров, и в тот же день я оказался на аэродроме Хламово под Смоленском. ╚Беркут╩ уже находился там, и полёты были в полном разгаре. В этот день и начались первые тренировки. Вначале казалось, что пробежки на одноколёсном шасси мотопланера невозможны. Аппарат сразу после того, как помощник отпускал крыло, заваливался набок. Но вот день на пятый я проехал всю взлётку, виляя из стороны в сторону. Каждая следующая пробежка получалась всё ровнее и ровнее. Перешли к упражнению с поднятием хвоста. Потом сняли крыльевые турбулизаторы, и начались подлёты. После подлётов по прямой полёты с доворотом.      И вот оно, 13 июля, день первого самостоятельного полёта по кругу. Обхожу аэродром, примечая все неровности и препятствия на случай вынужденной или неточной посадки. Многократно прокручиваю весь полёт в голове. Ведь полечу один: инструктора рядом не будет, и с любой ошибкой или непредвиденными обстоятельствами придётся справляться самому. Кладу заранее приготовленный шоколад в карман лётного комбеза. Слушаю предполётные наставления инструктора, осматриваю мотопланер, сажусь в кресло .Ещё раз прокручиваю весь полёт в голове. Атмосфера немного неспокойна, возможна болтанка .Даю команду на запуск двигателя. Разбег, взлёт с небольшим доворотом на окраину аэродрома. Пролетаю коробочку. Ожидаемой болтанки почти нет. Посадка. Да, я сделал это!      Вылезаю из кресла. Бегут ребята, качают. Угощаю всех облётанной плиткой шоколада. По обычаю все пишут на обёртке пожелания.      Потом были ещё полёты, ошибки. но главное, я посмотрел и ощутил полёт самолёта как бы изнутри. У меня уже был опыт полётов на парапланах. Всё же мотопланер ≈ это совершенно другое. Многие мои ранние представления о полёте и управлении самолётов просто разрушились.      ╚Беркут╩ показал себя, по моему мнению, как отличный аппарат для обучения и полётов. Он отлично изготовлен и конструктивно продуман. Проблем с эксплуатацией в полевых условиях не было. Только однажды для верности перебрали двигатель. Единственное ,что вышло из строя ,это втулка хвостового колеса, которая просто износилась от каждодневных пробежек и подлётов учлётов. Жили в полевых условиях, на сеновале одного из заброшенных аэродромных домиков. Собралась отличная компания людей, по-настоящему влюблённых в авиацию и полёты. Во время летных сборов поддерживался ╚сухой закон╩. Наш инструктор, идейно некурящий и непьющий, даже не воспринимал шуток на эту тему. Готовили на керогазе. Покупали дешёвые молочные продукты. А бабуля, на огороде которой располагалась стоянка нашего ╚Беркута╩, каждый вечер угощала меня козьим молоком, слегка противным по сравнению с коровьим, но более полезным, как она мне его рекомендовала.      В системе обучения использовался огромный опыт, полученный в Клубе авиационного конструирования им. А.А. Баранникова ХАИ в течение многих лет.      Валерий Алексеевич Домбров ≈ человек, который всю свою жизнь посвятил сверхлегкой авиации. Он всегда старается найти вместе с учлётом причину ошибок и, найдя её, исправить. Я никогда не обижался на него, если он выражал свое мнение в резкой форме. Ведь он мой инструктор, и он берет на себя ответственность за то, чтобы выпустить меня в полёт. Его задача ≈ понять психологию каждого учлёта и сделать нужные замечания, настроить человека. Он постоянно контролировал материальную часть.      Я думаю, что авиационный инженер должен сам прочувствовать, что такое полёт, чтобы понять ощущения пилотов, для которых он создаёт технику. Хотя бы самостоятельно полетав на таком маленьком и малоскоростном самолётике, как ╚Беркут╩.

Алексей Сычев,
специально для ╚ОВ╩


Обсудить статью на форуме:    press softly
В начало статьи